shelomova: (Default)
[personal profile] shelomova
Обычно Порвоо посещают проездом, на несколько часов, но мне захотелось побродить среди деревянных домишек по мощеным булыжником улочкам без спешки. Я провела там два дня. И мне показалось мало. Хотелось бы больше.
Поезда туда теперь не ходят, не считая антикварной железной дороги.
Из Питера  автобус идет 7 часов, это включая остановки в городах и паспортно-таможенный контроль на границе. А всего чистой езды было бы, наверное, часа четыре.
Отель «Sparre», который я выбрала, оказался очень небольшим. Он занимает последний верхний этаж трехэтажного здания, на углу Маннергеминкату и Пииспанкату. Окна номера выходили на Маннергейминкату. Немного шумно, зато в окно заглядывали липы. В конце июня они еще не цвели, но уже образовали шарики-бутоны.
Постояльцев было мало, и в уютном ресторанчике я завтракала в одиночестве. 



На другой стороне улицы Маннергейма начинается Старый город, ради которого сюда и приезжают.




Что значит название Порвоо?
Процитирую местный путеводитель, который мне выдали в гостинице.
«Название Порвоо происходит от шведского Borgå, обозначающего крепость на холме с протекающей под крепостью рекой. Так как шведское слов «borg» означает крепость, а «å» означает реку, город получил название Borgå и в качестве финно-язычной версии – Порвоо.» Кажется, авторы имели ввиду, что «Порвоо» сложное слово, но не уточнили, где же в нем проходит граница между «крепостью» и «рекой», видимо решив, что это ясно само собой.

Старый город с историческими постройками расположился на горе, на левом берегу речки Порвоонйоки.

Панорама 1400×616 пикс. – 562 КБ




Правый берег, напротив Старого города тоже высокий. Он порос лесом, с него открываётся прекрасный вид и на старый и на новый город. На одном из валунов, занесенных сюда ледником, устроена смотровая площадка. На склонах зреет земляника. Подальше находится местное кладбище.





















Старый город очень небольшой, невероятно ухоженный. При такой посещаемости – ни соринки. Можно подумать, что по улицам прошлись с пылесосом.
Хотя я и читала, что это живой город, но сомневалась и ожидала увидеть городок-аттракцион для туристов. Но нет, оказалось, что он не бутафорский, а действительно живой, там по улицам ездят автомобили, там не только магазинчики, кафе и рестораны, но и жилые дома. Удивительно! В этих небольших старых домиках живут.
Они маленькие, иногда просто крохотные, простенькие, выкрашенные краской всегда приятного оттенка. Никаких сложностей и «архитектурных» чудес, минимум декора, да и то кое-где. Все просто, аскетично, но чистенько и аккуратно. Если задержаться, остановиться рядом с таким домишкой, то можно почувствовать, как от него пахнет старым деревом, ну точь-в-точь, как когда-то пахло в старой деревенской избе моей тетушки. И что-то внутри сразу откликается и теплеет.













Старая ратуша.




Пожарная часть.


Трогательная любовь к своему миру и забота о нем открывается в деталях. Ворота, калитки, окна украшены цветами в кашпо, корзинках, ящиках. В одних домишках в окошки выглядывают зайчики, ангелочки и всякие милые наивные и уютные штучки, в других – прелестные занавесочки скрывают домашний мир от любопытных глаз туристов. В некоторых домах сохраняются старинные ворота, старые дверные ручки.
В каждом дворе небольшой садик. Смотришь и думаешь, вот если бы вдруг пригласили войти, то снять обувь захотелось бы не на пороге дома, а здесь, у ворот. Уютный домашний мир начинается прямо в саду. Справедливости ради надо сказать, что отнюдь не все домики так уж ухожены и свежепокрашены. Встречаются и с облупившейся краской, требующие ремонта. Но несмотря на это, а может быть, именно благодаря этому ощущаешь, что здесь течет жизнь. И испытываешь к этому городку и его жителям теплоту и благодарность.





















Я поднялась по «чертовой лестнице» в кварталы, не затронутые пожаром 1760 года. Жители говорят, что скальные ступени этой лестницы соорудил черт. Им виднее. Трудно представить, как они карабкаются по ним зимой и весной в гололедицу?















Собственно и на машинах ездить по узким улочкам, вымощенным булыжником, особенно тем, что круто спускаются к реке, довольно трудно. Я с интересом и сочувствием наблюдала, как дама маневрировала на пыжике на узком крутом перекрестке.





Побродив по улочкам, я присела на скамеечку в тени громадного каштана передохнуть и сменить флешку в фотоаппарате. Каштану, наверное, столько же лет сколько домам, его окружающим.





А вот и собор, простой и основательный, тот же финский дом, только каменный. Он также прост и функционален. Декор очень скромный. Крыша двухскатная, крытая лемехом. А впрочем, не знаю, можно ли к деревянным пластинкам, которыми покрыта крыша собора, применить этот русский термин. Мне кажется, обе технологии русская и финская должны быть схожи.
Собор освящен во имя Пресвятой Девы Марии. Он возведен в середине XV века. Его многократно разрушали и грабили. В последний акт вандализма был совершен в 2006 году. Какие-то местные придурки подожгли крышу. Два года спустя после поджога собор восстановили и заново освятили.
Собор место не только культовое, но и историческое. В 1809 году под его сводами происходило открытие и закрытие сессии государственного сейма, на котором император Александр I объявил о даровании Финляндии статуса княжества. В знак памяти и признательности императору установили памятник.























И наконец, старые амбары, которыми финны так гордятся. Они поддерживаются в хорошем состоянии и используются. В одном ресторан, в другом музей, в каких-то, похоже, жилые дома.











(Продолжение...)

Порвоо. Июнь 2012
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

January 2013

M T W T F S S
 12 34 56
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Expand Cut Tags

No cut tags