2 November 2011

shelomova: (Default)
Солнце, высокие порталы и голубые купола Регистана – это 1-ое, чем откликнулась память, когда я начала вспоминать Самарканд. А еще розы. Целая площадь, покрытая цветущими розами.

Регистан

Три медресе замыкают пространство. Великолепно и величественно.
Регистан – это центральная площадь, некогда и форум, и базар. Место, где оглашали волю правителя и совершали казни. Тимур выставлял здесь головы, побежденных врагов.
Его внук, Мухаммад-Тарагай, прозванный Улугбеком — Великим князем, поставил здесь свое медресе и написал на нем «…живут в нём учёные». Когда он начал это строительство в 1417 году, ему было всего 23 года. С младенчества Улугбек сопровождает деда в его походах. В 10 лет он становится правителем Ташкента, в 17 - Самарканда и начинает превращать Самарканд в интеллектуальный центр ханства. Скорее прирожденный  ученый и астроном, чем полководец и политик.
Итак, он строит свое медресе, где сам же и преподает. Напротив медресе Улугбек сооружает ханаку (странноприемный дом и место радения суфиев, который также принимал приезжих ученых и поэтов), рядом караван-сарай, и неподалеку, комфортабельные общественные бани, в те времена лучшие на Востоке.
Пролистнем два столетия.
1619 год. Самарканд утратил самостоятельность, он теперь столица княжества, входящего в Бухарское ханство. В качестве властителя здесь появляется Алчин Ялангтуш-Бахадур, назначенец бухарских ханов, известный грабительскими набегами на соседние страны, беспощадной жестокостью к побежденным, и огромными богатствами.
Место и время, когда естественно никто не озабочен «сохранением культурного наследия». А у такого главного действующего лица, как Ялангтуш, нет достойнее цели, чем возвеличить и увековечить себя и свои заслуги, поэтому мы никогда не узнаем, как выглядела бы площадь, если бы на ней сохранились все постройки, возведенные Улугбеком.
Была ли политическая и общественная необходимость в постройке нового медресе в Самарканде, история умалчивает. Послужила ли Ялангтушу эта постройка оказией для своего собственного прославления или была ее основной целью, не знаю?
Но, так или иначе, по его приказу разбирается ханака Улугбека, стоявшая напротив его медресе, и на ее месте сооружается медресе Шер-Дор («Тигров имеющее», или «Львов имеющее», или «Обитель львов»), которое не уступает в размерах и затмевает своей яркостью и новизной  потрепанное временем и стихиями медресе внука Тимура (это ли не цель?). Его стены украшают надписями, прославляющими и возвеличивающими правителя, чьей волею оно было воздвигнуто.

А через десять лет после завершения строительства Шер-Дор обнаружилось, что пришли в упадок соборные мечети. Ялангтуш приказал возвести новую на месте караван-сарая Улугбека. Его частично разобрали, частично использовали. В одном комплексе объединили и медресе, и джума-мечеть (пятничная мечеть). Новая медресе-мечеть, называемое Тилля-Кари («Покрытое золотом») было закончено в 1660 году. И вот, ансамбль Регистана готов.
Дальше... )

January 2013

M T W T F S S
 12 34 56
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Expand Cut Tags

No cut tags